Среда, 27.11.2024, 12:30
ХАРЬКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ РУССКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР им. А.С. ПУШКИНА
76-Й ТЕАТРАЛЬНЫЙ СЕЗОН ЗАКРЫТ
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Главная » Статьи » Статьи

«Чайка» и судьба русского театра в Украине
 

Сорин — народный артист Украины Александр Васильев, Аркадина — заслуженная артистка Украины Светлана Ковтун


Вечер завершила встреча с героями гениальной пьесы «Чайка» в режиссерской трактовке народного артиста Украины А. С. Барсегяна. Юбилей А. П. Чехова стал поводом для серьезных размышлений Александра Сергеевича о судьбе русского театра в Украине.
— Драматургия Чехова, и я хочу это подчеркнуть особенно, проповедует истину, о которой человечество часто забывает. Мир вокруг нас меняется так быстро, что мы принимаем такие изменения как норму. И мы разучились ценить постепенную, естественную эволюцию, — самую продуктивную во всех сферах человеческой деятельности. А ведь всё созданное второпях обречено на столь же быстрое забвение, — говорит А. С. Барсегян. — Русский театр может уверенно себя чувствовать в любом другом государстве, если отстаивает свою творческую позицию, оставаясь верным своему предназначению — быть очагом русской культуры. Русский театр не нуждается в проповедниках, если его репертуар обогащен именами великих русских классиков. Не стоит изобретать ничего сверхъестественного, когда творческими союзниками режиссера становятся Островский, Чехов, Достоевский, Толстой, Пушкин, Лермонтов. Герои перечисленных драматургов никогда не должны покидать сцены русского театра.
Чем конструктивнее взаимоотношения со странами, особенно теми, что обрели независимость после распада СССР, тем легче русскому театру на равных вписываться во внутренний творческий контекст с национальными труппами, не чувствуя себя изгоем. В противном случае, — чем сильнее культурная дискриминация русскоязычного населения, тем большая ответственность ложится на театр, нередко оказывающийся единственным местом, где люди, считающие русский родным языком, могут его услышать.
Если отвлечься от высокой политики, которая при любых обстоятельствах, прямо или косвенно влияет на судьбу искусства в любой стране мира, то положение театра зависит от его собственной активности. Дело не столько в художественном руководстве, сколько в актуальности проблемы, поднятой современной драматургией, и в составе труппы, способной привлечь интерес зрителей. Если творческая команда находится в постоянном поиске, тогда даже при самых неблагоприятных социально-политических условиях театр сохраняет жизнеспособность. Но театр не может плыть по течению или идти на поводу у нетребовательных вкусов. Вернее, может, но тогда он рано или поздно перестает быть живым организмом, превращаясь в музей восковых фигур. Такая тенденция очень хорошо отражена в чеховской «Чайке», когда живую, красивую в полете птицу превращают в застывшее, безмозглое чучело.
Бывают в театре моменты критические, связанные с поиском хорошей современной пьесы. Это совсем не означает, что таковых произведений мало, но мы, в отличие от российских коллег, должны очень осторожно вести репертуарную политику, дабы не попадать в идеологические и морально-этические капканы. Понятно, что классическими спектаклями мы всех творческих проблем не решим. Дело тут не только в поддержке традиций русского театра, но еще и в сфере нынешнего среднего образования. У современной молодежи нет зачастую иной возможности приобщиться к вершинам русского драматургического искусства. О том, как преподают русскую литературу в украинских школах, говорить излишне, об отсутствии потребности в серьезном чтении — тоже. Поэтому театр принимает этот просветительский удар на себя.
Я умышленно распорядился на сегодняшний спектакль не распространять билеты по организациям, а продавать только через кассу театра. Партер — полон! Если вы обратили внимание, то наш зритель очень помолодел. Никто не покинул театр во время антракта, а это значит, что чеховская «Чайка» находит отклик в их душах.
Присутствовавший на торжествах консул-советник генерального консульства Рос­сийской Федерации в Харькове Игорь Строке высоко оценил художественно-про­светительскую дея­тель­ность русского драматического театра. А свои впечатления Игорь Альфредович выразил словами известного русского мыслителя, публициста и критика Василия Розанова: «Чехов, как никакой другой русский писатель, довел до виртуозности, до гения обыкновенное изображение обыкновенной жизни».


Источник: http://timeua.info/290110/14331.html
Категория: Статьи | Добавил: mfVET@L (31.01.2010) | Автор: Александр Анничев
Просмотров: 1180 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Меню сайта
Категории раздела
Статьи [14]
Рецензии на спектакли [16]
Наш опрос
Оцените сайт
Всего ответов: 519
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Форма входа
ХАРЬКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ РУССКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР им. А.С. ПУШКИНА© 2024