Суббота, 20.04.2024, 05:02
ХАРЬКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ РУССКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР им. А.С. ПУШКИНА
76-Й ТЕАТРАЛЬНЫЙ СЕЗОН ЗАКРЫТ
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Главная » Статьи » Рецензии на спектакли

«Я – женщина», или Ау, мужчины?
 
 

Именно так хочется определить тему премьеры русского академического драматического театра им. А. Пушкина по пьесе Виктора Мережко «Я — женщина». Современная тематика неизменно захватывает публику, и на премьерном показе полный зал сочувствовал, сопереживал, смеялся и грустил вместе с главной героиней Машей Антоновой. Диагноз, поставленный обществу В. Мережко в 80‑е, когда и вышел на экраны фильм по его сценарию с Натальей Андрейченко в главной роли, судя по нынешней реакции театральной публики, нисколько не утратил своей актуальности.

Героиня спектакля Маша вышла замуж за Кирилла в девятнадцать, прожила в браке счастливо до тридцати, но когда их дочь Тата вошла в ту пору, чтобы понять свою молодую маму, тут-то и случилась беда… Народный артист Украины Александр Барсегян поставил спектакль об обыкновенной женщине, которая между тем считает себя феноменом. Ведь у нее «дом, дочь и муж», а это в наше время не каждой полагается, и тем более не всякой удается сохранить. В исполнении заслуженной артистки Украины Анны Оцупок Маша — стержень спектакля. В начале звонкая, дерзкая девчонка, которая знает себе цену и высоко себя несет, благодаря причиненной ей боли, постепенно становится «горче», мудрее, терпимее. События каких-то неполных суток перевернули ее жизнь, обрекли на страдания и роковые поступки, но она — женщина. И к тому же сильная, поэтому выстояла и нашла в себе силы простить.
В спектакле, где героиня местами дерзкая и легкомысленная, есть противоположный полюс — взвешивающая каждый свой шаг и всегда объективная Свирская. Наметившийся было в начале ее конфликт с Машей очень интересно перерос к финалу спектакля во взаимную приязнь, благодарность за понимание и помощь. Когда, ворвавшись ночью в квартиру Свирской, Маша вдруг открывает в ней единственно-го настоящего друга, что-то сжимается в горле от интонации улыбающейся сквозь слезы Маши-Оцупок: «Можно еще сказать..? Вы… мне нравитесь». В лауреате премии «Народное признание» Ольге Солонецкой приятно отметить культуру, «негромкость» продуманной игры, так четко и оправданно в этом ансамбле оттеняющую эмоциональную природу игры Анны Оцупок–Маши. Они просто две сильные женщины, по-разному трактующие свою свободу: Маша — максималистка в любви и ненависти, Свирская — человек, исповедующий принцип «меньше знают — меньше завидуют».
Третья сильная женщина в спектакле — любовница Кирилла Элла. Очень зрелая работа совсем молодой актрисы Яны Соколовской. Даже каверзный монолог об утешении в работе дался ей без пафоса. Маша понимает в итоге «недетскость» страданий 19-летней Эллы. Ведь в ее возрасте сама она была счастлива с Кириллом, а эта уже узнала горе. На таких перекрестьях судеб-возрастов разных женщин в спектакле выстроено очень многое. Кое-где показалось, что Анне Оцупок еще рановато играть роль матери взрослой дочери, но отрадно видеть, как актриса мыслит на перспективу. Ансамбль Тата–Екатерина Белая и Маша–А. Оцупок рискованно балансирует на границе «правды-неправды» — уж больно молоды и «мать», и «дочь»! Е. Белая сыграла Тату ярко, соединив мужество маленького стоика с подростковым озорством. Но был миг, когда в их «семью» поверилось! Сорвавшись и наорав на Тату, Маша вдруг зарыдала, беспросветно, опустошенно, как будто не по себе, а из боязни бабьей эстафеты. И стало ясно, этот плач — продолжение материнского предупреждения: «Как ты сидишь? Вырастешь уродом, потом никто замуж не возьмет!», а если и возьмет, то… Маша это уже знает.
По-видимому, задумывалась героиней, сильной своей материнской мудростью, стремлением покровительствовать, и начальница Маши Ольга Петровна — Елена Мосиенко (чего стоит хотя бы ее монолог о го-лодном детстве, когда ей приходилось зарабатывать разгрузкой мешков!)
Дарья Филиппова — Наташа — из тех актрис и героинь, которые привлекают внимание с первого слова на сцене. Кредо Наташи, очевидно: бороться, драться за свое счастье. Потому при мужском характере захватчика ей так нужно выглядеть хрупкой и беззащитной. Цепкая, решительная, без комплексов, она еще не разучилась сочувствовать несчастью других — и в этом пока уязвима. Но это пока…
Говорят, у кинорежиссера И. Масленникова в пору выхода на экраны «Зимней вишни» были большие проблемы — зрители‑мужчины возненавидели его и сценариста В. Валуцкого за то, что они прилюдно «высекли» мужчин в принципе. Думаю, те же претензии у мужской половины театральных зрителей могут быть и к В. Мережко. Поставленный им обществу диагноз тем страшнее, что он — автодиагноз. Героиня Маша в запале обзывает мужчин «существами среднего пола». И таких в ее окружении немало. Выбор Александра Соколовского на роль мужа Кирилла удачен. Актер органичен в амплуа героя. Но между тем при первом же объяснении Маши с Кириллом зрителю становится ясно: такому мужчине не место рядом с этой женщиной. И не он — к любовнице, а она должна уйти от него!
Таксист Владимир Юрьевич в исполнении заслуженного артиста Украины Александра Вирченко — это эксплуатация давно найденного и застолбленного артистом амплуа обаятельного лицемера, проходимца, человека, идущего по жизни легко. Он неизменно узнаваем, этот герой нашего времени — мужчина не сильный, но приспособившийся, создавший себе ореол обаяния из своей же слабости. И в чем парадокс — в данном спектакле с его жесткой поколенческой автодиагностикой, амплуа А. Вирченко оказалось как нельзя более уместным.
Предстал в спектакле и еще один тип современного мужчины — некто Саша, друг детства Маши. Актер Петр Никитин добился успеха благодаря остро комедийному, умело доведенному до гротеска (редкая у пушкинцев краска) рисунку роли ничтожества, вовремя для себя подвернувшегося под руку, ищущей утешения и мести женщине. До чего же узнаваема была для зрителей ситуация, когда вместо иллюзии о «пережившей десятилетие школьной любви» Маша получила просьбу занять «соточку, или двухсоточку, а можно и трехсоточку, а?»!
Чуть было не вышел в лидеры спектакля Сергей–Константин Миронов. В отличие от А. Соколовского, этот актер уже ведет свою роль на равных с опытной партнершей А. Оцупок. Сергей эффектный, пластичный, обходительный и обаятельный. Он первый среди мужчин Марии, который, как дает почувствовать актер, искренний, но… Опять промашка! Сергей не хочет считаться с чувствами женщины, он полюбил для себя, эгоистично. Как в зеркале отражается ее будущая судьба с ним в наплевательском отношении Сергея к только что брошенной возлюбленной Наташе.
При всем желании не мог понравиться Марии и Барашек–Андрей Лях. Хоть и чистый, и влюбленный, но инфантильный, пьяненький, он прозвучал «не синхроном» ко «взрослой» драме женщины.
В премьере «Я — женщина», где нет настоящих мужчин, по грустной иронии режиссера постоянно присутствует образ мужчины идеального. Именно такого достойна рядом Маша и многие другие, но встречаются им одни кириллы, саши, владимир юрьевичи, барашки. В них будто фокусируется вся атмосфера той эпохи, которой был продиктован сюжет В. Мережко: какая-то светлая печаль по отсутствующему идеалу.
Очень радует, что в новом спектакле театра им. А. Пушкина с откровенным успехом играют молодые и что многие из них (Д. Филиппова, К. Миронов, А. Соколовский, В. Частников, Д. Ищенко), выглядят от премьеры к премьере все лучше. Не сомневаюсь, что и присоединившиеся к ним в спектакле «Я — женщина» студенты Харьковского университета искусств им. И. Котляревского Я. Соколовская, Е. Белая, С. Митрюшин и замечательно поющий, музыкально одаренный, эффектно сценичный А. Руденко со временем достигнут большого успеха. Премьера показала, что театр снова молод, а значит, у него есть будущее.





Источник: http://izv.kharkov.ua/pr/ia_zhienshchina_ili_au_muzhchiny.html
Категория: Рецензии на спектакли | Добавил: mfVET@L (13.03.2010) | Автор: Юлия КОВАЛЕНКО
Просмотров: 9977 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Меню сайта
Категории раздела
Статьи [14]
Рецензии на спектакли [16]
Наш опрос
Оцените сайт
Всего ответов: 519
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
ХАРЬКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ РУССКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР им. А.С. ПУШКИНА© 2024