Москалева — народная артистка Украины Ольга Сидоренко, Карпухина — заслуженная
артистка Украины Светлана Ковтун
Город Мордасов и его обитатели
Несомненной хозяйкой спектакля стала народная артистка Украины Ольга
Сидоренко в роли Марьи Москалевой — влиятельной дамы губернского города
Мордасова. Характер своенравной женщины, сумевшей подчинить эгоистическим
принципам своё окружение, смягчается лишь в сценах с горячо любимой дочерью
Зиной (артистка Елена Кудрявцева). Но даже в моменты приступов добросердечия
дама никогда не идет на уступки, навязывая «во благо» дочери только свою волю.
Красивая, пышущая здоровьем и молодой энергией женщина мечтает о блестящей жизни
в столичном обществе, а путь в высший свет видит только в выгодном замужестве
двадцатитрехлетней красавицы Зины. Поэтому два года назад она резко
воспротивилась любви девушки к образованному, но со скромным достатком учителю,
сыну бедного дьячка. Самолюбивый юноша, считающий себя выдающимся поэтом, тяжело
переживая разрыв с любимой, занемог чахоткой. Приняв какое-то зелье, настоянное
на табаке, он вызвал сильнейшее обострение болезни и, находясь в подавленном
состоянии, передал городским сплетницам одно из писем возлюбленной. Спасая честь
дочери, Москалева-мать с помощью приживалки Анастасии (артистка Виктория
Демьяненко) за большие деньги выкупила компромат, наказав прислуге не допускать
в комнаты Зины посторонних.
Неизвестно, как бы развивались дальнейшие события, не появись в Мордасове
молодой человек, немного странноватый, однако не без хороших манер и дорогих
костюмов. Состояние Павла Мозглякова оценивалось невысоко, всего в сто пятьдесят
душ крепостных, зато была заманчивая перспектива на получение приличной
должности в Петербурге. Роль Мозглякова сыграна Евгением Сафоновым достаточно
интересно, но, к сожалению, актер без должного внимания отнесся к фамилии своего
персонажа, звучащей гораздо красноречивее каких-либо иных характеристик — не
слишком умен, зато весьма находчив и сообразителен в устройстве собственной
судьбы.
Дело в том, что глубоко вспаханная режиссером борозда психологической интриги
дает артистам уникальную возможность для интересных интерпретаций противоречивых
сценических образов, но для их «всходов» необходима причина, по которой тот или
иной прототип в той самой борозде укоренился. Если князь К. (о нем чуть ниже),
Мария Москалева и её приживалка Настасья уверенно входят в сценическое действие,
то, к сожалению, Павел Мозгляков и Зина пока исследуют его довольно робко.
Уверен, что через несколько спектаклей ситуация переменится к лучшему и молодые
актеры последуют за мастерами. Для вчерашних выпускников театрального вуза
участие в спектаклях по классическим пьесам не проходит бесследно, а становится
важным этапом в обретении профессиональных сценических качеств.
Совершенно нетрадиционный князь
Однако вернемся к фабуле. Несколько лет назад дальний родственник Мозглякова,
некий князь К. (заслуженный артист Украины Александр Дербас) спустил в Мордасове
всё своё состояние подчистую, однако нищим оставался недолго. Получив
неожиданное известие о богатом наследстве, помчался в Петербург, откуда
возвратился владельцем добротного имения с четырьмя тысячами душ. Поселившись
недалеко от города Мордасова, решил побороть старость при помощи вставного
стеклянного глаза, проволочных конечностей, накладных бакенбардов и париков.
После нескольких лет затворничества случилось несчастному князю вывалиться на
зимней прогулке из саней. Он был подобран Мозгляковым и доставлен в дом мещанки
Москалевой, очень обрадованной столь удачному стечению обстоятельств. Александр
Дербас отказался от соблазна украсить характер князя К. сатирическими и
откровенно комическими особенностями, а наделил довольно сложной биографией,
придав своему герою черты мужественной и страстной натуры. Такая трактовка
явилась неожиданной, так как до Дербаса этот персонаж чаще всего безжалостно
высмеивался со сцены. Актер смог оправдать каждую мелочь, являя нам портрет
несчастного, но безумно любящего жизнь человека. Женщины во все периоды жизни
были для князя объектом поклонения, а одна из представительниц прекрасной
половины человечества навечно заняла место в его сердце, не впуская туда никого.
Князь К. в спектакле Барсегяна — тонко чувствующий философ, научившийся ловко
обманывать окружающих. Ох, как ошибаются мордасовские вдовы и перезревшие
девицы, видя в нем только престарелого, выжившего из ума, но хорошо
обеспеченного простачка, пригодного лишь для выгодного замужества! Александру
Дербасу, как никогда раньше, удалось подробно исследовать сущность очень
непростой натуры, раскрыв перед нами не только видимый пласт характера, но и
трагическую судьбу романтика. Лучшей его сценой считаю момент сговора о
предстоящей помолвке князя с Зиной, согласившейся по настоянию матери на
неравный брак. Ироничное отношение к происходящим событиям со стороны князя
красноречиво говорит о том, что он обязательно найдет выход из сложившейся
ситуации, сделав всё возможное, чтобы очаровательная девушка не стала жертвой
искусных махинаций своей предприимчивой матери. Через некоторое время он
подыграет Мозглякову, соглашаясь с его фантастической версией невероятно
красивого сна, объявив на публике, что брать в жены Зину не собирается, а
эфемерная исполнительница любовных романсов являлась ему лишь во сне. Князь
очень хочет, чтобы Мозгляков, единственный наследник его состояния, стал мужем
Зинаиды, обеспечив тем самым себе и ей достойное положение в обществе.
Якорь, тормозящий полет действия
Единственное, с чем мне трудно согласиться, так это с излишне подробным
финальным монологом князя, который можно сравнить только с тяжелым якорем, резко
остановившим скорость интенсивного темпо-ритма спектакля. На протяжении
логически выстроенного действия роли Александр Дербас столь выразительно
передавал оригинальную версию жизненного пути этого героя, что всё произнесенное
им в финале было похоже на реабилитацию персонажа, в которой нет особой нужды.
Атмосферу будней заштатного городка несли в себе сцены жанровых зарисовок,
сотканные из махровых соцветий своеобразных характеров, представляющих
мордасовскую «знать». Особое место в том «букете» занимает вездесущая мадам
Карпухина (заслуженная артистка Украины Светлана Ковтун). По мужской линии не
уступает ей скрываемый в бане отдаленного имения отец и муж семейства
Москалевых — Афанасий Матвеевич (заслуженный артист Украины Михаил Тягниенко).
Сцены с их участием можно охарактеризовать как «сочные» интермедии, столь
необходимые в драме для правдоподобного воспроизведения событий в их жизненной
последовательности.
«Дядюшкин сон» занял достойное место в репертуарной афише пушкинцев. Имя
Ф. Достоевского органично вписалось в один ряд с Н. Гоголем, Н. Островским,
М. Горьким и М. Булгаковым, подарив актерам прекрасные роли, а зрителям —
незабываемые встречи с героями гениальной повести.
Источник: http://timeua.info/270510/19839.html |