Своя тема в русском театре драмы им. А.С. Пушкина
А они в спектакле заняты в возрастном диапазоне: от корифеев — Анатолия
Вецнера, Михаила Тягниенко, Анатолия Кубанцева и Александра Васильева (поразившего
филигранной мимикой и тончайшими нюансами интонации в роли императора) до — в
изобилии представленных — студентов актерского отделения Харьковского
университета искусств (в эпизодических ролях раскрылись индивидуальности Филиппа
Гамаля, Данила Ищенко и Виктора Ильченко). Далеко не впервые востребовано
портретное сходство с «Первым поэтом отечества» актера Александра Дербаса. Можно
сказать, что этот образ стал своеобразной лейттемой творчества артиста и в
разных его аспектах знаком харьковчанам как по спектаклю прошлых лет «Александр
и Елизавета», так и по тонким, ироничным капустникам. Что и говорить — порядочно
породнились поэт и актер в последнее время: неумолимая логика и самого Дербаса
на стихотворство потянула! Приподнято поэтический строй растворен во всем
образе, созданном артистом: в пластике рук — как будто крыльев, описывающих в
воздухе неведомый (должно быть, новый поэтический) росчерк; в летящей, не
бытовой походке; проглядывает он и в простых, не распевно-декламационных,
современных интонациях речи (в постановке только у Пушкина — всегда подчеркнуто
поэтической). Хотя, признаться, образ Пушкина в пьесе оказался недостаточно
прописан, а прием, когда свита играет короля, известный по пьесе М. Булгакова о
Пушкине «Последние дни», доведен до крайности — в последнем акте Пушкин вообще
не появлялся на сцене. И все же даже из этой пьесы можно было вытянуть больше
подтекстов. Лишь намеком в самом начале спектакля мелькнула тема политической
неблагонадежности и диссидентства Пушкина, в то время как тема вольностей,
которые позволял себе «изверг»-гений в личной жизни, стала чуть ли не ядром
спектакля. Наверное, действительно трудно в достаточно непродолжительном
спектакле охватить все грани универсальной личности Пушкина. Но все же — о
главной теме спектакля. Она прочерчивается весьма отчетливо благодаря двум
героиням — Идалии Полетике (актриса Александра Богатырева) и Натали Пушкиной
(студентка Харьковского университета искусств Елена Кудрявцева). Это тема такой
разной и одинаково непростой любви к гению. Александра Богатырева, сыгравшая, не
боясь кое-где и откровенно характерных штрихов, роль Идалии — по всем статьям
антипода Натали, по-шекспировски разрываемого противоречиями, подала заявку на
роли трагедийного репертуара. Ассоциацию со строгой классикой порождает, кстати,
и мизансценический прием, с помощью которого Идалию преподносил режиссер
Александр Барсегян — кульминационные моменты почти всегда «застигали» героиню,
выхватывали ее светом в центральной арке сцены, будто в центральной части
алтаря. История героини — это своего рода «страсти» Идалии по Пушкину. Ход со
стороны режиссера и дерзкий, и одновременно — образный. Постановщик выстроил
спектакль, чередуя законченные эпизоды драматического действия с сольными и
ансамблевыми вокальными номерами на стихи Пушкина. Но нельзя не отметить, что
Алексей Дугинов, исполнивший романс Алеко, в силу своего профессионализма, из
ансамбля усредненных «драматических» певцов и выламывался. Хотя сам монолог,
заканчивающийся словами «Земфира неверна, моя Земфира охладела», на мой взгляд,
в спектакле очень интересен, т.к. проливает дополнительный свет на чувства
Пушкина к Натали. Герой в спектакле живой и близкий, и в то же время
величественный. По-своему поражает, выпукло запечатлевается в памяти последнее
появление Пушкина в спектакле. Как и у его героя Дон Гуана, последняя мысль
поэта перед гибелью — о любимой женщине. Но наряду с таким интимным штрихом, в
зимних предрассветных сумерках злополучного утра дуэли (вот только неуместны
отблески плещущейся реки, по всей вероятности, в такую стужу замерзшей), Пушкин
предстает зрителям и не совсем уже земным, а больше символом — лица не увидать,
только узнаваемый контур фигуры в контражуре, уходящей в вечность. Об
истинном предназначении поэта в спектакле как немая субстанция напоминает и
интермедийный занавес, испещренный характерной графикой черновиков Пушкина. Но
точно такое же решение сценографии уже десять лет живет на соседней сцене
оперного театра в постановке «Евгений Онегин». И еще — к художнику Юрию
Тарасову: фасад театра и, наконец, программки украшает эмблема — по-пушкински
изящный, летящий профиль поэта. Не лучше ли было перенести именно этот
запатентованный театром символ на сцену вместо тяжеловесного профиля, который
появляется в спектакле как прообраз открытого в Одессе памятника поэту?
Большую роль в атмосфере спектакля играет музыкальное сопровождение —
звучание ностальгической и отчасти тревожной музыки Б. Шереметьева, С.
Рахманинова, С. Прокофьева, а в нескольких сценах после гибели Пушкина —
отдаленное воронье карканье, на ментальном уровне вызывающее ассоциации с
тоскливо неотвратимой бедой. И вот именно под этот аккомпанемент на сцене
появляется в последний раз в спектакле не жена — вдова поэта, под покровом
траурной мантильи, нисколько не повзрослевшая, все такая же хрупкая, по-девичьи
вытянутая, большеглазая и исполненная трагизма. Елена Кудрявцева сразу
удивительно пронзительно берет высокую поэтическую ноту, читает строки —
квинтэссенцию романтической лирики — «На холмы Грузии легла ночная мгла», а
заканчивает фатально-философским выводом «На свете счастья нет, а есть покой и
воля…» Кудрявцевой чужды самолюбование и слезливость, она выразительна и
мужественна в трагедийной сосредоточенности. Создается впечатление, что и она, и
ее героиня в этот момент больше всего на свете боятся проявить уязвимость. И в
то же время — мне не послышалось — в голосе актрисы что-то предвещало подлинные
слезы. Признаюсь, очнуться от этого потрясения удалось мне только в сцене
одесского базара, когда тихо разлилась под сводами театра душевно умиротворяющая
народная песня «Зоре моя, вечірняя». По замыслу режиссера, этот единственный в
спектакле не пушкинский текст в исполнении бродячих артистов (подкупающие
искренностью молодые актеры театра Ольга Солонецкая и Руслан Рудный) стал чистым
и не надрывным гимном любви к Пушкину родственного народа. Интонация, ритм,
энергетика акапельного пения и последующего за ним голоса самого Пушкина —
Александра Дербаса: «И долго буду тем любезен я народу…» удивительным образом
совпали, слились, способствуя такой необходимой в конце трагического акта
просветленной гармонии. Несмотря на, мягко говоря, нехрестоматийный аспект
изложения биографии великого поэта, в спектакле «Изверг» все удивительным
образом сработало на еще большее уважение и любовь к Пушкину. И пережитая вместе
с Идалией под маской незаживающей ненависти к «извергу» любовь ее, этакой
Пиковой дамы, в старости. И любовь, преданность идеальной Натали, которых
заслуживает лишь достойнейший. И, наконец, сам Пушкин — в исполнении Александра
Дербаса, несмотря на стертость образа в пьесе, ставший не дежурным, а близким и
родным. Поистине любовь к Пушкину объединяет. Вот и рассказанная театром
история оказалась бальзамом на душу не только зрителям старшего поколения, но и
молодежи. По моему ощущению, спектакль о Пушкине вернул радость чувства
очищающего переживания за всенародно любимого и поистине достойного героя. Я
пыталась выведать секреты творчества столь поразившей меня исполнительницы роли
Натали, взяв у нее интервью. Пыталась понять, есть ли своя тема у еще такой
юной, но уже такой серьезной актрисы Елены Кудрявцевой? Лена не стремится играть
только «голубых» или костюмных героинь. Любимый персонаж — Проня Прокоповна (!)
Хотя мечтает сыграть и шекспировскую Катарину, и леди Макбет, и воплотила бы
сразу всех трех сестер Чехова. Современный кинематограф считает зрелищным, но
бездушным. «Наши старые фильмы лучше» — говорит с улыбкой. Исключение делает для
«не нашего» Кустурицы. А вообще, больше читает. Чем не пушкинская — во всех
смыслах слова — барышня? — Лена, с чего вообще началось ваше увлечение
театром? — Сказать толком — откуда, я не могу. Как-то так получалось,
что у меня в жизни выбора другого не было. В школе, уже в первом классе, была
женщина, которая ставила с нами домашние спектакли. Потом — лет с 11 —
театральная самодеятельность. Моя жизнь в основном бурлила там — в школе № 3.
Это школа современных театрально-сценических направлений. Мама не верила, что я
поступлю к нам в вуз, отговаривала, а я ей сказала: «Ты понимаешь, что, кроме
театра, я в жизни больше ничего не умею и больше ничего не могу делать?!»
— А как получилось, что вы, будучи студенткой второго курса университета
искусств, попали в профессиональный академический театр? И какая была первая
роль? — Александр Сергеевич Барсегян пригласил на работу не только меня,
но и четырех мальчишек со второго курса. А первой ролью и была Натали Пушкина.
Было страшно, потому что я самая младшая не только в театре, но и на курсе. Я
пришла, посмотрела, испугалась, но пошла готовиться. Мне помогло выстоять то,
что мы, попав в театр, были колоссально восхищены этими людьми, атмосферой,
обстановкой — не только актерами. Я помню, меня так удивляло, что есть люди,
которые тебя одевают, делают прическу, носят за тобой костюмы. Мы действительно
попали в другой мир, отделенный от реального границей-рампой. И попросту не
оставалось времени на боязнь. — Ну а как работали над ролью? — Я
нашла весь материал, какой только смогла. О Пушкине, о Натали. Именно о ней
материала очень мало. И потом — в ней видели только легкомысленную вертушку,
которая привела его к гибели, не ценила его гений. Перечитав все, я сделала свои
выводы. Начинала я идти не от Натали как исторической личности, а от героини в
пьесе. А главное — от восприятия ее самим Пушкиным. Потому что все-таки он
создал образ этой женщины. Ту, кого он в ней видел, я и старалась воплотить. Я
не думаю, чтобы такой гений, как Пушкин — при всей его ветрености и легкомыслии,
мог увлечься женщиной просто красивой. Точнее, увлечься — да, но не сделать ее
женой и восхищаться ею всю жизнь. Мне кажется, что она была достаточно умной
женщиной, и отчасти благодаря ей менялось и его восприятие мира. И потом — я
убеждена, что за каждым великим мужчиной стоит великая женщина! — Что
главное для вас в Натали? — Любовь к гению. Я понимаю, что в бытовой
жизни гений невыносим. Поэтому я подчеркиваю в спектакле фразу: «Я учусь быть
слепой!» Считаю, что Натали любила Пушкина по-настоящему. Наверное, она
создавала для него то, чего ему так не хватало: дом, уют и семью. — Как
вас строились отношения с Дербасом? Он — актер опытный, давно снискавший славу,
в том числе как Пушкин. — Очень талантливый партнер. В Александре
Николаевиче совершенно не чувствуется напряжения: он как художник рисует
непринужденными, легкими, яркими красками. Вот эта легкость передавалась в
какой-то мере и мне. — Лена, а ведь второй акт спектакля неимоверно
труден в исполнении, именно потому, что с самого его начала мы уже знаем, что
Пушкина нет. — Очень трудно нести в себе это знание. Был момент и у меня
в жизни, когда любимый человек попал в больницу, а я не знала, где он. Помню
этот толчок, ощущение катастрофы — не просто тяжести. Это въелось на каком-то
ментальном уровне, и после этого в роли открылось мне что-то новое, чего сама не
ожидала. — Вы уже сыграли двух трагических героинь — Нину в «Маскараде» и
Натали, а как играть легкую французскую комедию «Папа в паутине» Рэя Куни?
— Моей героине 15 лет, я еще не так далеко ушла от этого возраста.
Удивительно — в тексте роли есть просто масса моих словечек! Так что просто буду
сама собой. А легкая комедия — это прекрасно! Я считаю, что театр должен
приносить отдых, красоту, отдохновение. У меня мама работает на заводе — это
простая, монотонная работа, а когда мама приходит к нам в театр, она попадает в
другое измерение. Я считаю — для этого мы и работаем.
Источник: http://vecherniy.kharkov.ua/news/5201/function.getimagesize |
Категория: Рецензии на спектакли | Добавил: mfVET@L (04.06.2010)
| Автор: Юлия Коваленко
|
Просмотров: 1428
| Рейтинг: 0.0/0 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
|
Меню сайта |
|
|
Категории раздела |
|
|
Наш опрос |
|
|
Статистика |
Онлайн всего: 2 Гостей: 2 Пользователей: 0 |
|
Форма входа |
|
|
|