В детстве я хотел стать режиссером. То есть, когда я помял, что кем-то нужно становиться, я решил стать режиссером. Другой вопрос, когда и почему я это понял.
Ни космонавтом - хотя какие тогда космонавты, летчики только — так вот, ни летчиком, ни моряком, ни поваром я быть не хотел. Таких мечтаний у меня не было. Я родился в Батуми — это субтропики, красивый морской город, небольшой, но интеллигентский, и там были все условия для того, чтобы открыть в маленьком ребенке склонности к творчеству. В мое время в детских садах были специальные программы художественных занятий с детьми — знаете, когда воспитательница разыгрывает с детишками незамысловатые постановки: волки, поросята, зайчики, кролики. И мне рассказывали, что я очень активно во всем этом участвовал, наверное, уже были склонности к пространственному мышлению, ко всем этим профессиональным вещам, названия которых я узнал много позже.
Самый главный навык, который я развил в школе, — это организация людей вокруг себя. Умение находить с ними общий язык, объединять и четко объяснять, чего я хочу.
Однажды мне пришлось изменить своему увлечению. Когда немцы подошли совсем близко, почти к Сочи, я поступил в мореходное училище: не потому, что я изменил театру, а потому, что была крайняя необходимость. Через несколько лег я снова вернулся в среднюю школу, заканчивал учебу и как бы руководил школьным театром. То есть это был театр, в котором играли школьники на сцене Дворца культуры.
К сожалению, мы сейчас вынуждены нарушать правила поступления, которые были когда-то — раньше на режиссуру мог поступить только человек, имеющий два года опыта работы в профессиональном театре. Не обязательно актером — может быть, даже костюмером или охранником, но чтобы он понимал вкус театральной жизни, был занят в этом процессе.
Что из себя представляет человек, становится ясно во время собеседования. Потом он может получить формальную тройку за диктант — и пройти. Но самое главное — продемонстрировать дарование.
Окончив школу, я два года проработал в государственном театре в Батуми помощником режиссера. После чего, имея все документы и опыт работы, отправился в Москву, прошел собеседованне и сдал документы. У нас была неделя отдыха, и я решил съездить в Харьков навестить друзей, случилось то, что должно было случиться. Я заглянул в институт, и тут произошла первая встреча с моим будущим педагогом. Это был Лесь Федорович Дубовик, блистательный режиссер, один из шести учеников лаборатории Курбаса, который работал в Театре Шевченко, в академии театра на тот момент. К моему счастью, будучи еще мальчиком, я не польстился Москвой и остался здесь.
Родители и мой педагог — это определение моей жизни.
Человек, использующий только эмоциональное восприятие, может сказать, хороню это или плохо. Но в ходе обучения театральному искусству он приобретает аналитическое мышление, учится определять все самое ценное из того, что предложено драматургом. Это касается как классики, так и современных авторов. Поэтому у профессионального режиссера мышление должно вызывать эмоцию, но не наоборот.
Существует железный закон, который я стараюсь привить своим ученикам: рациональный анализ драматического произведения занимает главное место в пашей профессии. Если мы не исследуем материал и не можем проникнуть в автора — мы не можем обосновано и точно воплотить авторский замысел.
Многие неправильно мыслят, что режиссура — это только посредник между автором и зрителем. Нет, она вносит новое видение, углубляет материал. Любой автор, будь это Шекспир или Чехов, нуждается в современной интерпретации. Прочесть их по-новому, глубже, извлечь самое актуальное — это цель режиссуры. Нынче, к большому сожалению, этим пренебрегают: режиссер имеет свое представление о спектакле вне зависимости от авторской позиции и она становится всего лишь поводом для высказывания. У нас в городе может появиться «Ревизор», в котором Хлестаков выскакивает из преисподней в виде черта с рогами. И постановщику совершенно все равно, что хотел сказать Гоголь. Если бы этому режиссеру пришлось ставить, к примеру, Тургенева или Куни, было бы то же самое.
Из института высокой нравственности, института философского, гражданского и прежде всего художественного — театр становится платформой для изображения ложного представления о современности.
Не следует забывать, что театр — это еще и уютное фойе, удобный гардероб, касса, туалетные комнаты, курилка, просторный зал, мягкие кресла. У нас недавно хотели купить спектакль «Лист ожиданий», спросили цену и удивились, что так дорого. Мол, у вас там всего два человека играют, за что платить. Но это только вершина айсберга, есть еще сотня людей — от уборщицы до осветителя, благодаря труду которых становится возможным спектакль. Я не отрицаю, что когда Немирович-Данченко выводит на площадь двух актеров и они что-то играют на незамысловатом помосте — это тоже театр. Потому что у него есть философские основания. Но часто бывает, что люди собираются непонятно где, ставят какие-то спектакли и предлагают считать это театром. Что ж, наверное, это неплохо, но я такую полицию не разделяю.
Я никогда ничего не прошу. Хотя мне и говорят, что это очень современно, Я просто так устроен, не люблю просить.
Немирович-Данченко делал три постановки «Трех сестер» — не потому, что одна лучше другой, а потому, что время идет вперед и ему нужно соответствовать.
У Чехова в «Вишневом саду» есть такая фраза: «Надо что-то делать!». В спектакле она звучала неслышно, оставалась непонятой. У нас очень долго, с начала 70-х, шел «Вишневый сад», когда мы почувствовали, что настает новое время: перестройка, лихие девяностые — спектакль возник снова, но уже в другой интерпретации. Как раз о том, что необходимо действие, а не стоны и рассуждения. С появлением нового класса олигархов, в новое современное время, его снова следует ставить и понимать по-новому.
Братьев Пресняковых я ставить не буду.
Так называемая «новая драма» на самом деле не предлагает ничего принципиально нового: как серебряный век в поэзии или абстракционизм в живописи. Возможно, мы можем говорить о явлении «новой драматургии», да, но она лишена каких бы то ни было философских идей и подтекстов, просто новый способ подачи материала. Их методы, вся эта матерщина, нагие тела — лично мне это совсем не близко.
Когда о театре Пушкина говорят плохо - речь не идет о критике. Я бы задумался, если бы мы делали что-то неправильно: то, что не должен делать государственный академический театр. Но нет, мы делаем то, что должно, и пользуемся неизменным успехом у зрителя. Есть люди, которые придерживаются других взглядов, но для меня это не повод что-то менять. В Париже есть музей Родена. И вот его знаменитый Мыслитель выставлен прямо в саду, на одной из песчаных площадок. А внутри, вместе с коллекциями скульптора, экспонируются произведения современного искусства. И сначала, проходя по этой алее, и потом, попадая внутрь, каждый сам решает, что ему ближе.