Невзирая на жаркую погоду, в Харьковском академическом русском драматическом театре им. А. С. Пушкина каждый вечер зрительный зал наполняется до отказа.
Репертуар здесь выстраивается таким образом, что в редком случае вы сможете дважды увидеть на программной афише название одного и того же спектакля. Театр закрывает юбилейный сезон в конце этого месяца, подготовив очередную премьеру по пьесе «Дети солнца» А. М. Горького.
Праздники и будни
— Прежде всего хочу поздравить с официальным документом, подтверждающим Золотой знак, полученный вами из рук официальных лиц министерства культуры Армении. Награда — доказательство того, что о вас помнят, вами гордятся и высоко оценивают ваши заслуги не только в нашем государстве.
— Награждение оказалось приятной неожиданностью. Помимо меня к награде был представлен и известный украинский дирижер Шалико Палтаджян.
— Какую оценку вы даете юбилейному театральному сезону, в чем его отличие от предыдущих, неюбилейных лет?
— Театр находится в той зрелой поре, когда его творческая деятельность выражается не одним сезоном, а этапным пятилетием. Празднование 75-й годовщины могло бы превратиться в помпезное зрелище, но нам подобного не хотелось, потому что для театра это возраст мудрости, не терпящей суеты. А хотелось в простой, не надуманной, лишенной вычурной театральности атмосфере поделиться радостью с теми, кого давно считаем своими друзьями. Поэтому официальные выступления высоких гостей мы чередовали с отрывками из самых удачных спектаклей, в которых играли актеры, даже не подозревающие, что этим вечером они выйдут из театра в совершенно другом качестве. Анатолий Кубанцев вернулся домой народным артистом Украины, а Александр Вирченко, Николай Воротняк и Александр Дербас — заслуженными артистами Украины.
— Готовясь к юбилею, вы приостановили репетиции нового спектакля?
— О чем вы говорите?! Репетиции в театре — это как непрерывный цикл работы мартеновской печи: если остановить процесс, потом трудно его запустить. В конце прошлого сезона была запланирована работа над тремя новыми спектаклями: «Женитьбой» Н. Гоголя, «Опасным поворотом» Дж. Пристли и «Детьми солнца» М. Горького. Поставить три классических произведения, созданных драматургами разных эпох, за один сезон, поверьте, не просто. Два уже вошли в репертуарную афишу, а третья премьера будет сыграна под занавес нынешнего театрального сезона 24 июля.
Горький vs Чехов
— За последние полвека в Харькове ставились только три пьесы Максима Горького: «Чудаки» в театре им. Т. Г. Шевченко, «Дачники» на сцене театра им. А. С. Пушкина и «На дне» в ТЮЗе. Чем вызван ваш интерес к «Детям солнца»?
— Интересна судьба пьесы, написанной Горьким, заключенным в Трубецком бастионе Петропавловской крепости после событий, произошедших 9 января 1905 года. Время упадка и заблуждений, приведшее русскую интеллигенцию к нравственному тупику. Для Горького их идеалистические рассуждения о смысле жизни являются прямым ответом на вопрос — почему народ не поддержал революционно настроенную интеллигенцию.
— Многие режиссеры придерживаются мнения, что драматургия Горького не интересна современному театру и не может являться связующим звеном между советским прошлым и реалиями нового времени. Так ли это?
— Полная чушь! Данный период времени никоим образом не связан с советским прошлым. С таким же успехом туда можно отнести драматургию Чехова, однако никому не приходит в голову этого делать. Объединяет двух авторов только то, что герои их пьес или оторваны от реальной среды, или живут в дисгармонии с ней. Они произносят красивые монологи о прелести труда, но в большинстве своем никогда долго не работали. Обращаясь к этой теме, мы всё же стараемся доказать, что человек имеет право на мечту, не может он полностью подчиниться силе денег и жить с верой, что только они способны обеспечить ему душевное благополучие.
— Действительно, очень много общего межу тем, о чем говорит Протасов в «Детях солнца»: «Я вижу, как растет и развивается жизнь, как возникает к жизни величественный стройный организм — человечество!» и Астров в «Дяде Ване»: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».
— Вы сами ответили на свой вопрос. Более того, Горький создает пьесы, идущие вразрез с убеждениями Чехова, однако и у того, и у другого только с разными подтекстами поведение персонажей не соответствует их возвышенным речитативам. Не верит Горький в миссионерство чеховской интеллигенции!
Осенью мне очень хотелось обратиться к сценическому воплощению «Мертвых душ», но не лежала душа ни к одной пьесе, созданной по сюжету гоголевской поэмы, — все драматические варианты слишком иллюстративны. Если через двести лет смотреть на Чичикова с позиций сегодняшнего дня, то возникает вопрос: кто он, успешный предприниматель или авантюрист? Ни одно превращение поэмы в пьесу не давало мне ясного ответа на этот вопрос.
«Приходится чем-то жертвовать…»
— Вас не привлекло даже то, что обращение к «Мертвым душам» дает возможность занять в спектакле большое количество актеров?
— Всегда приходится чем-то жертвовать, если в первую очередь думаешь о зрителях. Занятость каждого актера в репертуаре — факт немаловажный и по этическим соображениям довольно сложный. Путь от роли к роли должен идти по возрастающей с учетом творческой индивидуальности, которая формируется не столько от количества полученного текста, сколько от разнообразия характерных и жанровых особенностей сыгранных молодым артистом ролей. Если актер не обновляется от спектакля к спектаклю, то становится неинтересен.
— В какое время разрабатывается сложная стратегия распределения ролей?
— Только в августе, когда труппа театра отправляется в отпуск. В другое время года у меня такой возможности нет. Тихо, спокойно, никто не мешает сосредоточиться на важной для театра работе, от выполнения которой будет зависеть очень многое. Когда завершим сезон, в моем кабинете соберутся действующие лица пьес «Я женщина» Мережко, «Дядюшкин сон» Достоевского, «Заложники любви» Полякова и «Дуэнья» Шеридана. То, как пойдут дела дальше, разглашать не стану.
|