Он женат. Она замужем. Между ними завязывается курортный роман. В Ялте. Знакомый чеховский сюжет, в рамки которого одесский драматург Александр Мардань втискивает наших современников, к счастью, не превратился в банальность.
Дело даже не в том, что встреча в Ялте становится всего лишь точкой отсчета тридцатилетней «незаконной» любви и свидания продолжаются то в Риге, то Стамбуле, то в Венеции, бог знает где еще. Подобными закрученными сюжетами сегодняшнего зрителя не удивишь.
Другое дело – сыграть убедительно такую многолетнюю любовь на театральной сцене.
Причем сыграть только вдвоем и держать зал в напряжении два с половиной часа. И третий актер – время, – который незримо присутствует на сцене, отнюдь не помощник главным героям.
Наоборот – оно все время заставляет актеров преображаться. И духовно, и внешне. Перепрыгивать из возраста в возраст. В течение одного действия сыграть и 25-летнюю девушку, и женщину за сорок.
Заслуженная артистка Украины Анна Оцупок с этой ролью справилась, убедителен был и Александр Вирченко – в роли инженера камышово-береговой службы, преображающегося под натиском времени в успешного бизнесмена. И в той, и в другой ипостаси его герой Константин очень обаятелен, наделен своеобразным юмором, который и делает эту пьесу небанальной и интересной.
Для времени (на мой взгляд, едва ли не главного актера в спектакле) нашлась вполне удачная декорация. Самой значимой приметой времени стала музыка. Прекрасно подобранная к каждому действию, четко обозначившая каждую эпоху. И делающая любовную трагедию личной. Потому что музыка получилась очень ностальгической, обращенной к зрителю: слушая Пугачеву на спектакле, думаешь не о том, как она прекрасно пела, а как прекрасно было начало 80-х годов.
Все было бы чудесно в этой пьесе, если бы не одна (уже надоевшая по телесериалам) деталь – чрезмерная социальная успешность героев. Если в 1975 году в Ялту ездили все, то в 1990-м в Стамбуле проворачивали свои дела единицы. Да и в Венеции в 1998 году вряд ли кто-то из харьковских зрителей, побывавших на премьере, отдыхал. Навязанные героям трансформации, когда они легко летают из Нью-Йорка в Израиль и обратно, раздражают.
Раздражает не то, что главные герои лишены материальных проблем простых смертных: докучает этот полюбившийся сценаристам и драматургам симбиоз любви и денег.
Причем венецианский отель, стамбульская гостиница – это все не более чем декорации, малозначимые, кстати, в этой истории любви.
Одессита Александра Марданя оправдывает то, что сам он в Венеции, скорее всего, побывал. Подобно своему герою, он умудрился стать успешным бизнесменом еще в начале 90-х годов прошлого века (параллельно занимаясь сочинением стихов и киносценариев). А драматургией занялся уже сравнительно недавно: «Лист ожидания» – его первая пьеса, написана в 2003 году. К счастью, потребность писать не вылилась в графоманство. Иначе бы пьесы Марданя вряд ли сейчас пользовались такой популярностью («Лист ожидания», «Очередь», «Последний герой», «Девочки» ставят в Израиле, Москве и родной автору Одессе).
Пьесы его любят за неистребимый одесский юмор. Недаром говорят, что Мардань наделен уникальным даром писать смешные трагедии.
Сам драматург на вопрос, почему его произведения оказались востребованными, ответил когда-то в радиоэфире: «Та хіба ж я знаю? Оказалось, совпало. Почему вообще люди посещают театр? Есть расхожее мнение, что в театр люди ходят подглядывать за другими. Я думаю, что люди ходят подглядывать в баню. А в театр они ходят подглядывать за собой! Потому что любой автор пишет про себя, любой режиссер ставит про себя и любой актер играет про себя. И любой зритель смотрит про себя. А иначе это никому не нужно и не интересно».
|