Алексадр Барсегян упорно отстаивает право своего театра на прекрасные сказки и золотые сны. В феврале поклонники русской драмы в Харькове увидели очередную премьеру: спектакль по пьесе одесского драматурга Александра Марданя «Лист ожидания».
Напомним, что театр уже обращался к творчеству этого драматурга (спектакль «Очередь»). Перед нами — современные вариации на тему чеховской «Дамы с собачкой».
Только — как бы это помягче — сказочный ее вариант. И не потому, что ситуация, разыгранная на сцене, не отвечает жизненной правде. В жизни, как известно, бывает все, и за изысками человеческих судеб не угнаться даже создателям фэнтэзи. Нет, не в этом дело. А в том легком, несмотря на всякие трудные обстоятельства, настрое, который сопровождает героев на протяжении их 30-летнего романа. Да-да, познакомились они в Ялте в 1975, а в последней сцене на дворе — 2005 год. Предпенсионные герои слегка, в меру грима, состарились, но по-прежнему хороши собой и нежны друг к другу. Нет, бывали, конечно, легкие размолвки. Но были и радостные возвращения и не менее радостные падения в объятия друг к другу.
А если серьезно, то пьесе не хватает самого элементарного — конфликта. Нельзя же, в самом деле, все тридцать лет только ублажать плоть и сыто жмуриться. Должны же герои страдать, мучиться, испытывать угрызения совести… Автор это, вроде бы, и сам понимает, пытаясь заменить конфликт некими внешними обстоятельствами жизни героев. Несмотря на то, что на сцене постоянно находятся два персонажа, все, что должно волновать их души, происходит где-то вне, за пределами их совместного сценического существования — издержки застоя с маленькими зарплатами и вожделенными заграничными командировками, перестройка, взрыв торгового центра в Америке. У этих, казалось бы, любящих друг друга людей нет общих переживаний, да и воспоминания какие-то ресторанно-базарные. Здесь не два одиночества встречаются, а два вполне благополучных человека, жизни которых не хватает «тонких» переживаний. Возникают, конечно, какие-то проблемы — не то продал, не перед тем прогнулся, но это мелочи… Если у Чехова пошлый курортный роман перерастает в любовь и героям некуда от нее деться, у Марданя интрижка, похожая на привычку, длится и длится, возвышая героев в собственных глазах — вот какое у них долгое и прочное чувство! Вялотекущий роман кажется надуманным и банальным. И лишь когда в пьесе дело доходит до описания бандитских разборок, в которые оказывается втянутым сын героини, диалоги обретают сочность и динамизм. Герой, наконец, проявляется в полный рост, ибо бизнес и бандитизм не отделимы друг от друга… Вот такие герои теперь — сильные и наглые, несущие с собой переоценку ценностей и соблюдающие только 11-ю заповедь — «не попадись!».
На протяжении спектакля на сцене двое — Он и Она, Костя (А. Вирченко) и Вера (А. Оцупок). Декорации гостиничных номеров похожи, да они и не имеют никакого значения. Какая нам разница, чем отличается Венеция от Риги, если герои все равно почти не выходят из номера. И если Вирченко еще как-то справляется с эволюцией своего героя от пробивного балагура и весельчака-одессита к крутому бизнесмену, этакой акуле капитализма, то А. Оцупок демонстрирует однообразную, несколько надуманную приподнятость тона — как еще передать утонченное «благородство» чувств! Нам, простым смертным, трудно сочувствовать сытым персонажам, которые 30 лет не могут расстаться с привычным комфортом. Но ведь сочувствуем мы «жизненным» сюжетам многочисленных сериалов! А «сериальная» эстетика, к сожалению, уже прочно вошла в быт театров…