Суббота, 20.04.2024, 10:21
ХАРЬКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ РУССКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР им. А.С. ПУШКИНА
76-Й ТЕАТРАЛЬНЫЙ СЕЗОН ЗАКРЫТ
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Главная » Статьи » Рецензии на спектакли

«Дуэнья» подарила праздник
 
 

 Музыку к новому спектаклю написала композитор, директор симфонического оркестра Белгородской филармонии Е. Ю. Латыш-Бирюкова. Четверть века тому назад студенты Харьковской консерватории показывали в репетиционном зале русского драмтеатра фрагменты из оперы Елены Юрьевны «Дуэнья», а небольшим камерным оркестром управлял начинающий, еще не титулованный дирижер Юрий Янко. Приступая к репетициям, Александр Сергеевич вспомнил о понравившейся музыке, отыскал автора и попросил адаптировать произведение для драматической сцены. Таким образом состоялась еще одна премьера — музыкальная, на которой присутствовал и приглашенный из России автор.
 Признаюсь, остерегался, что на сцене драматического театра появится легковесная оперетка, где основное внимание зрителей будет сосредоточено только на запутанном, но довольно расхожем сюжете, часто репродуцируемом в жанровых вариациях, типичных для комедии нравов.
 В данном случае А. Барсегян сконцентрировал наше внимание не на комичных ситуациях, ярко выписанных в пьесе, а на драматических конфликтах, довольно слабо обозначенных у Шеридана, что позволило режиссеру балансировать на острие жанровой определенности и не скатиться в сторону откровенного фарса. В жертву пришлось принести характер вездесущей зловредной патронессы, нанятой приглядывать за дочерью богатого дона. Дуэнья часто трактуется как женщина бескорыстная, приносящая себя в жертву ради благополучия воспитанницы, и только в конце пьесы по достоинству вознаграждается за труды. Но здесь Дуэнья завязывает интригу не из альтруистических побуждений. Александра Богатырева играет засидевшуюся в девках хищницу, заранее знающую, чем для неё завершится исход задуманной аферы. Если донья Луиса (артистка Людмила Кулакевич), выйдет замуж за небогатого, но любимого дона Антонио (артист Сергей Митрюшин), то богатенький, но не опытный в амурных делах еврей-коммерсант из Португалии Исаак Мендоса (артист Александр Шпилевой) может стать её мужем-кошельком. Если бы актриса чуть-чуть прикрыла излишнюю импульсивность, а больше внимания сосредоточила на нелегкой судьбе своей героини, то, уверяю вас, в проявлении своих индивидуальных качеств выглядела бы куда более интересной. Пока же мы имеем не характер, а только прототип яркой, никогда не унывающей женщины. Иными словами — персонаж без судьбы. Это очевидно в сценах Александры Богатыревой с Александром Шпилевым, у которого прочтение роли имеет широченную амплитуду характерных колебаний — от уничижения до самоуверенности. В роли Исаака Мендосы этот актер — единственный, кто использует редкую сценическую возможность — умение укрупнять характер, благодаря несколько утрированной манере его подачи. Александром Шпилевым точно подобраны и органично выражены речевая окраска, пластические особенности и мимика, выразительно передающая всю гамму возникающих у его персонажа чувств.
  Владимир Маркович в роли дона Фернандо обретает профессиональную уверенность, ощутим призрак хорошей творческой перспективы. Кому-то более удачным покажется слово признак, но в данном случае куда вернее мною употребленное, так как часто творческие удачи не являются глубоко осмысленными, а лишь интуитивными, то есть — призрачными. Надеюсь, творческий рост молодого актера не призрачен.
Людмила Кулакевич в роли доньи Луисы — акварельный набросок характера. Актриса обладает прекрасными для драматической сцены вокальными данными, ровно, но пока еще излишне осторожно ведет свою героиню к цели, — видимо, сказывается премьерное настроение, проверка спектакля на реакцию зрительного зала. Важно, что в этой роли артистка вышла за рамки амплуа, являя нам характер авантюрный и в то же время трепетно-женственный.
 В роли доньи Клары дебютировала студентка третьего курса Университета искусств Яна Соколовская. Характер её героини развивается в правильном направлении, но нет плавного перехода из одного психологического состояния Клары в другое, а в этом сокрыта важная особенность небольшой, но весьма значительной для спектакля роли. Не будем выдавать актрисе авансы — сказывается недостаток сценической практики, для обретения которой необходимы время и роли. Судьба дает Яне хороший шанс, которым надо умело воспользоваться. Важно, что Соколовская «зримо» следует указаниям режиссера и не выпадает из общего ансамбля действующих лиц. К тому же природа наградила начинающую актрису завидными сценическими данными, привлекательной внешностью и красивым голосом.
 Одураченный Дуэньей пред­приимчивый папаша Херонимо (заслуженный артист Украины Николай Воротняк) — натура деятельная, я бы сказал, самонадеянная. До поры до времени всё складывается именно так, как того хочет он. Актер владеет замечательным качеством быстрой перемены настроений. Николай Воротняк изобретательно демонстрирует нам достоинства своего героя, которые по ходу действия превращаются в недостатки. Настроение изменяется с изменением ситуаций, что является важной прерогативой комедии положений. Профессиональные качества опытного актера налицо, озаботила лишь небрежная, «комканая» речь, которой раньше мы не слышали из уст этого лицедея. Надеюсь, Николай Данилович хорошо подумает и станет доносить до зрителей мысли своего героя понятным и красивым языком.
 После «Дуэньи» остается прекрасное ощущение — прозрачно-светлое и беспечное, когда не хочется выходить из уютного театра на улицу. Видимо, тоже чувствуя это, зрители долго не отпускали артистов со сцены, несколько раз вызывая их на поклон. Будь на то моя воля, определил бы жанр спектакля как прекрасно костюмированный бал-маскарад, на котором стирается грань между актерами и зрителями. Спасибо за подаренный праздник.


Источник: http://timeua.info/030310/16046.html
Категория: Рецензии на спектакли | Добавил: mfVET@L (03.03.2010) | Автор: Александр Анничев
Просмотров: 1568 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 Афина  
0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Меню сайта
Категории раздела
Статьи [14]
Рецензии на спектакли [16]
Наш опрос
Оцените сайт
Всего ответов: 519
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
ХАРЬКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ РУССКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР им. А.С. ПУШКИНА© 2024