Пятница, 29.03.2024, 00:03
ХАРЬКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ РУССКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР им. А.С. ПУШКИНА
76-Й ТЕАТРАЛЬНЫЙ СЕЗОН ЗАКРЫТ
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Главная » Статьи » Статьи

Этот феноменальный Дербас.
ОГРАНКА
 
Актером он желал быть со второго класса, но 16-летнему щуплому подростку с украинским говорком Москву удивить трудно. Через год, поработав учеником токаря, попытался покорить теперь уже Харьков, но опять безуспешно. Зато после армии Александр приглянулся приемной комиссии, был принят в вуз, а через пару лет, обойдя претендентов в творческом соревновании, — и в труппу русского театра. Ему отлично даются созвучные его мировосприятию роли шутов-резонеров. Первые значительные работы — Юродивый в «Борисе Годунове», Фесте («Двенадцатая ночь»), Меркуцио («Ромео и Джульетта»). Успешные в своем извечном противостоянии деспотии роли восполняли в зрителях то, чего не хватало в «застойной» жизни. За эту же социальную клоунаду в эпоху заката Союза особенно любит Александр свою первую большую роль в современной лирической комедии «Проводим эксперимент». Много лет назад увидев актера Воландом («Мастер и Маргарита»), я пристальнее вгляделась в черты на тогда еще черно-белом портрете в фойе, запечатлевшем Дербаса совсем молодым. Да, в нем с юности дремал «его» Воланд: в «нездешних» контрастных чертах и глубоком взгляде. По сути, в этой роли с годами максимально укрупняется сценическая тема Дербаса. Воланд - тоже своего рода оппозиционер. Вместе с тем, именно такой Александр, придя в театр в 1980 году с третьего курса «театралки», сыграл множество современников. «Моя любовь на третьем курсе», «Аэропорт» и «Декамерон» развернули театр актуальной гранью. И сегодня артист уверен: если не можешь сыграть своего современника, это тупик. «Декамерон», шедший на сцене четверть века, лучше всего выразил свое поколение. С А. Барсегяном его создавали юные актеры, среди которых Дербас стал рекордсменом. Пропаганду своего времени «Коммунист имеет одно право — быть впереди! » он воспринял творчески. Если на первом курсе из четырнадцати показов был занят больше чем в половине, то в «Декамероне» из десяти новелл играл в восьми.

С ПУШКИНЫМ ПО ЖИЗНИ
 
Звездной ролью Дербаса стал Пушкин. Впервые «Евгения Онегина» Александр прочел на залитом солнце пляже — и с тех пор слова «солнце русской поэзии» для него не метафора. А еще Пушкин «присвоен» актером через воспоминания детства. Дядька, всего на пять лет старше, всюду брал его, мальчишкой, с собой: открыл и «подарил» волшебный подвал, где старшие подпольно играли джаз; распахнул Саше сельские дали с их лесом, рыбалкой и плаванием. Бывший для племянника лучшим другом, он отчаянно походил на юного Пушкина: смуглый, живой и обаятельный. Сегодня Пушкин для Дербаса разный: после романтичного поэта («Один год») им сыгран Пушкин — человек со слабостями («Изверг»). Есть и Пушкин-апокриф в капустниках. В период скудного финансирования театров ход Дербаса был таким: что сказал бы поэт, окажись он здесь и сейчас? Видя на сцене босого «Александра Сергеича», слушая его переиначенные на злобу «черного дня» стихи, зал смеялся сквозь слезы. И дай Бог, чтоб не понадобилось Пушкину-Дербасу снова снимать на сцене башмаки...

САМОРЕАЛИЗАЦИЯ
 
 Немалую роль в том, каков актер Дербас сегодня, сыграл в его подростковую пору кинематограф. Старшеклассником он шел на рекорд, смотря в центральном кинотеатре по два-три фильма в день. Европейский «неореализм», лучшее советское кино... Случались и курьезы — «Солярис» Тарковского досматривали с другом в одиночестве: зрители просто сбежали. Дербасу же великая иллюзия кино заменяла все. От попахивающей натурализмом криворожской жизни его защищала реальность виртуальная. Уже теперь, снявшись в «МВД», «Клан М», в цикле фильмов Л. Парфенова на тему спасения природы и — последнем — «Тяжелый песок», Александр рассматривает кино как один из опытов. Он — актер театра, и только потом — певец, автор, киноактер. Дербас всей своей судьбой подтверждает мысль об актерской свободе-несвободе. Богатое на парадоксы соц-прошлое запомнилось адресованным ему вопросом-«перлом» парторга: «Вы что в институт поступили мастерством актера заниматься?!» В 1990-е пришла другая беда: актеры перестали интересовать государство как рупор идеологии, о них забыли вовсе. Одна из песен авторской программы Дербаса под гитару обрывалась на горькой строчке: «Провинциальная актриса, провинциальная страна». Провинция, о которой он пел, понятие не административное. Она была в душах. В то сложное время захотелось своего «живого» дела, возникло стремление обогнать время, которое стало играть не «на», а «против»: сыграть роли в экспериментальной драматургии, вкусить «запретных плодов» в классике. Потому-то Дербас благодарен А. Барсегяну за предоставленную свободу самореализации в своем детище — «Новой сцене». Спектакль-сеанс психоаналитики для супругов «Другой человек» играется в квадрате, окруженном зрителями. Актер будто на ладони — фальшь убивает, потому профессионально отточенная партитура Дербаса виртуозна. Герой все время непредсказуемо меняется со знака «плюс» на знак «минус». Дербас снова с любимой гитарой. Пальцы «говорят» со струнами, внезапно бросают аккорд — как вызов. Внешне непринужденная песня обрывается — и тут-то выстрелом звучит реплика. Ученик блистательного актера и педагога Е. Лысенко, выпускника школы-студии МХАТ, Александр знает, что естественность — еще не реализм. Актуальность — в форме. Самая «формалистическая» его роль сегодня — Андрей Белый в стильной пародии «Пленные духи». Физически запредельная отдача сочетается здесь со сложным ходом: в первом акте Белый — брутальная маска-домино, во втором — человек, кричащий о своей боли сквозь эту маску.

НЕУСПОКОЕННОСТЬ
 
Феноменально: никогда не игравший «героев-любовников», не пожинавший лавры природного обаяния, Дербас такой ценой завоевал себе право быть сценически разнообразным. К примеру, нежным и несчастным в роли князя Вельского («Романсы любви») и отпетым себялюбцем Доменико («Филумена Мартурано»). Ему везде веришь безоговорочно. Эпохи героев (от классицистических до соцреалистических) свое отгремели. Дербас же выражает наше время. Да, герой «без плаща и шпаги», зато, иной раз, — и «со страхом», и «с упреком» к самому себе. Все понимающий про нашу жизнь и ничего не стремящийся в ней изменить. То ли знает наперед — бунт обречен, то ли свою войну уже отвоевал и устал... Таким задумали главный режиссер театра им. Пушкина А. Барсегян с Дербасом образ прокурора («Очередь»): стрелянный воробей, переквалифицировавшийся в более уместного нынче конформиста. Таков и Ягужинский («Шут Балакирев»). Образ страдающего комплексами прокурора, последним в державе узнающего новости, превращается у актера в серого кардинала с претензией на кровавый царский пурпур. Он — самый грустный человек в этой придворной комедии. Шуток понимать не желает в силу служебного положения. Как и Воланд, при всей мрачности и фатализме, он своего рода «патриот», и уж если шутит, то шутит последним. Актер в совершенстве владеет мастерством подтекста. Недосказанность и напряженность интриги особенно отличают его Неизвестного («Маскарад»). В наше время моды на чернушный деструктив «театр Александра Дербаса» классически ориентирован на позитивный идеал. Он светлый, хотя и не бездумный оптимист. Лучше всех об этих муках и радостях знает герой Дербаса суфлер Соломон - ворчливый, но самоотверженно любящий этот мир, чернорабочий и душа театра. Вот ведь - не только в Воланде, но в любом репертуаре Дербас нет-нет да и блеснет гранью опоэтизированной Булгаковым темы интеллигенции! Как явление по-настоящему художественное, актер Дербас многообразен и изменчив, но главное свойство его таланта — быть интересным и феноменально современным даже в классике.


Источник: http://teatr-v-teatre.com/pressa/fenomen.htm
Категория: Статьи | Добавил: mfVET@L (31.01.2010) | Автор: Юлия Коваленко
Просмотров: 1374 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Меню сайта
Категории раздела
Статьи [14]
Рецензии на спектакли [16]
Наш опрос
Оцените сайт
Всего ответов: 519
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
ХАРЬКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ РУССКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР им. А.С. ПУШКИНА© 2024