Одно давнее воспоминание, длившееся театральное впечатление, с точки зрения вечности, - лишь мгновение. Но запавшее и в душу, и в сердце на всю жизнь. Давным-давно, в пятидесятые годы, по нашим театрам стремительно и победно прошла пьеса Алехандро Кассоны 'Деревья умирают стоя'. Не Бог весть какая драматургия. Не Бог весть какая проблема. Но спектакли, поставленные по этой пьесе, пользовались огромным успехом. Тому, кто захотел поставить эту пьесу, аншлаг был обеспечен. В те годы простые человеческие чувства, не сдобренные изрядной долей идеологии, были в театре редкостью. Цензура стояла на страже завоеваний Октября и просеивала всё, что хоть чем-то напоминало абстрактный гуманизм. Нам подавай лишь социально знаковое, положительный пример строителя коммунизма или обличение звериного оскала заморского американского империализма. Чувства добрые, бескорыстная любовь, сострадание были в цене. Каким-то чудом прорвалась через железные рогатки цензуры пьеса Алехандро Кассоны и победно шествовала по нашим сценам. Я видел три спектакля, поставленные по этой пьесе, в Ленинграде, в главной роли с замечательной актрисой, женой и сподвижницей Акимова, Еленой Владимировной. Юнгер, в Киеве - с Евгенией Эммануиловной Опаловой, в Харькове, вернее, на гастролях во Львове, куда приехал Харьковский русский драматический театр имени Пушкина, - с Ниной Васильевной Тамаровой. Наибольшее впечатление, наибольшее эмоциональное потрясение я испытал от бабушки Эухении-Тамаровой. Ныне, по прошествии десятилетий, я задаю себе вопрос: что так привлекло меня в игре этой дотоле неизвестной мне актрисы? И нахожу ответ: её жизнь в зонах молчания. Её драматический диалог в зонах молчания. Как она любила в молчании! Как она ждала чуда! Как она в молчании мужественно играла драму. Рядом были хорошие профессиональные артисты, они играли сюжет, двигали его и темпераментно, и заразительно. Но зритель следил за Ниной Тамаровой. За её великим, вдохновенным молчанием...
Источник: http://www.peoples.ru/art/cinema/actor/nina_tamarova/index.html |