Спектакль без героя
Не помню когда, при каких обстоятельствах и в каком труде Владимир Ильич Ленин назвал интеллигенцию «говном нации», но то, что это было им произнесено, знаю наверняка. Видимо, Алексей Максимович был точно такого же мнения. Вместе они вывели новый сорт данного вида, придав ему качества, присущие им самим. Утрированная деликатность — вот прием, которым пользовались все без исключения авторы большевистской драматургии, изображая интеллигентного человека.
Роли и исполнители
Сценическая жизнь не выходит за рамки кованой решетки городской усадьбы, где уживаются представители всех социальных слоев предреволюционной России. Химик Павел Федорович Протасов (народный артист Украины Анатолий Кубанцев), человек из мира науки, находящийся в плену возвышенных, но очень путаных идей о предназначении русской интеллигенции. Его супруга Елена (народная артистка Украины Ольга Сидоренко), устав от малопонятных концепций ученого мужа, увлеклась другом дома, художником Дмитрием Вагиным (народный артист Украины Александр Васильев). Павла Протасова полюбила инфантильная Мелания (заслуженная артистка Молдовы Ангелина Филиппова), ставшая наследницей приличного состояния после смерти богатого мужа-купца. Брат Мелании ветеринар Борис Чепурной (заслуженный артист Украины Анатолий Лобанов), влюблен в сестру ученого Лизу (заслуженная артистка Украины Татьяна Титова). Особое положение, как ни покажется странным, отдано в спектакле нянечке Антоновне. В этом характере порою робко, но всё же угадываются черты Вассы Железновой из одноименной пьесы того же Горького. Играющей эту роль актрисе Надежде Паницкой можно более уверенно пользоваться некоторыми чертами характера Вассы. Думаю, в процессе работы актриса обязательно к этому придет, так как в действии уже четко обозначена оригинальная трактовка своеобразной манеры поведения её героини. Далее следуют персонажи второго плана — новый хозяин усадьбы, превративший её в доходный дом Назар (артист Виктор Ильченко) и его благополучный сын Миша (артист Филипп Гамаль). Слесарь Егор (артист Петр Никитин) и его жена Авдотья (артистка Людмила Колчанова). Горничная Фима (артистка Ольга Долонина), дворник Роман (заслуженный артист Украины Вадим Поляков) и праздношатающийся Яков (заслуженный артист Украины Михаил Тягниенко). Все они не конфликтуют с действительностью, плохо понимают, что такое «рефлексия», а оттого мало страдают, занимаясь конкретными делами. Слесарь бьет жену, дворник красит забор, хозяин собирает с жильцов деньги, а его сын соблазняет прислугу. Друг друга понимают правильно, не мешая жить так, как каждый считает нужным. Сцены с их участием ассоциируются с тяжелой артиллерией, приходящей на помощь интеллигентной пехоте в тот момент, когда та рискует оказаться в плену утопических рассуждений о завтрашнем дне человечества. То, что Алексей Пешков был талантлив, доказывать не приходится, как нельзя отрицать и факт его идеологической ориентации. Откровенно сатирическое изображение в пьесе химика Протасова, членов его семьи и близкого окружения ориентирует нас на особую жанровую форму спектакля, которая, к сожалению, была не совсем уверенно «вылеплена» режиссером. Дети солнца — утверждение или издевательство? Духовно богатые или убогие люди? Почему слова о несовершенстве, о незаслуженном страдании, о несправедливости, о богатых и бедных и так далее и тому подобное, вложены в параноидальные уста психически нездоровой Лизы? Почему, произнося свой знаменитый монолог о страхе смерти, ученый химик не отождествляет себя с теми, о ком говорит: «Страх смерти висит над ними черной тучей, покрывает землю тенями, из него рождаются призраки. Он заставляет их сбиваться в сторону с прямого пути к свободе, с широкой дороги опыта. Он побуждает их создавать поспешные уродливые догадки, он пугает разум, и тогда мысль создает заблуждения». А вот когда тема монолога изменяется, Павел Федорович тут как тут: «Мы дети солнца! Оно горит в нашей крови, это оно рождает гордые, огненные мысли, освещая мрак наших недоумений, оно — океан энергии, красоты и опьяняющей душу радости!» Тут-то невольно задумываешься, к какой же категории собирается герой Анатолия Кубанцева причислить нас, сидящих в зрительном зале, к первой или второй? Актер предстает перед нами в образе человека растерянного, не сумевшего разобраться в правильности своего жизненного уклада. Всё, что он делает, он делает не только для собственного удовольствия, а скорее по привычке. Колбы и реактивы — ширма, за которой Кубанцев прячет Протасова от семейных неурядиц и практической деятельности на химическом производстве. Эдакий ученый муж, страшащийся перемен, который, дурача окружающих, умело выдает желаемое за действительное. Важной особенностью этого спектакля является то, что режиссером не сотворен главный герой, за которым нам хотелось бы мысленно следовать. Два социальных среза не ассимилируются, при всей демократичности их взаимоотношений. Единственный персонаж, который по замыслу драматурга, поддержанного режиссером, на равных общается как с одними, так и с другими — нянька Антоновна в трактовке Надежды Паницкой. Ей дано право управлять ситуацией, в одном случае смягчая, а в другом усиливая часто возникающие конфликты.
Революция как болезнь
В результате хорошо продуманных взаимоотношений в спектакле профессионально выстраиваются две параллельно идущие линии: Мелания и её брат Борис, Ангелина Филиппова и Анатолий Лобанов, обогатившие свои роли так называемым исходным событием. Иными словами нам со сцены ясно изложена биография их героев. Происходит это не потому, что в экспозиционных объемах пьесы присутствует подробный пересказ их прошлой жизни, а оттого, что их герои при встрече не показывают, а вроде бы скрывают от окружающих сильный внутренний конфликт. К сожалению, такой правды нет во взаимоотношениях Елены Протасовой и Дмитрия Вагина. Да, автором пьесы не столь подробно изложена предыстория их взаимоотношений, однако в этом случае её нужно было придумать, тем более что зрителям так до конца и осталось непонятным — любит Елена художника или, завязав с ним роман, пытается разжечь ревность в муже? Одиночество — это не чувство, а состояние души, передаваемое со сцены только действиями, но никак не переживаниями. Мне показалось, Ольга Сидоренко обо всём сказанном знает, но еще не приняла решения, кого её Елена должна любить в этом спектакле. Уверяю вас, Ольга Николаевна, от вашего выбора зависит наше отношение не к вам, а к вашей героине. Надо признать, мобильный актерский ансамбль в спектакле сложился не благодаря концепции пьесы, а вопреки оной. Впервые, и я с радостью это отмечаю, Александр Барсегян законфликтовал с драматургом, поменяв десятилетиями складывавшиеся стереотипы по отношению к характерам персонажей, выписанных Горьким. Мне понравилось, как играет Татьяна Титова инфантильную Лизу. До недавнего времени никто бы не отважился из псевдоромантической натуры (так её преподносили на протяжении всех сценических редакций) превратить её в маниакально-депрессивную пустышку, страстно читающую плохие стихи. Ежели раньше «Детей солнца» трактовали как предчувствие скорых перемен к лучшему — свободе, равенству и братству, а интеллигенцию воспринимали как слепых кротов, то в спектакле пушкинцев на первый план выступает совершенно иная аллегория — революция не что иное, как эпидемия холеры. Кто, спрятавшись, не пытается её остановить, тот обречен на скорую гибель сам. Из-за безответной любви к Лизе трагически оборвал свою жизнь ветеринар Чепурной. Лиза, поняв, что потеряла самого любимого человека, сходит с ума. В доме умирает инфицированная холерой жена слесаря Авдотья, а в голове «химика» всё не перестают рождаться «гордые огненные мысли, освещая мрак наших недоумений»…
Источник: http://timeua.info/040809/6385.html |