17 ноября
2008 года Харьковскому академическому русскому драматическому театру им.
А.С.Пушкина исполняется 75 лет со дня основания. Созданный в 1933 году, в
первой столице Украины, русский драматический театр, наряду с Государственным
университетом и другими гуманитарными учреждениями, стал одним из самых
заметных центров высокой и нравственной художественной культуры не только на
Слобожанщине, но и во всей Украине.
В составе театра служили многие
выдающиеся деятели сценического искусства, которые своим творчеством внесли
значительный вклад в авторитетное признание нашего областного центра, как
города европейского уровня мышления общечеловеческими художественными
ценностями.
И в настоящее время театр им. А.С.
Пушкина пользуется большой и неоценимой любовью харьковчан и уважением гостей
нашего города.
Спектакли театра практически весь
театральный сезон проходят в заполненном зрительном зале, что во многом
определяется и современным уровнем репертуара театра и экономическим
благополучием коллектива, которое обеспечивает активную жизнедеятельность творческих и административных служб театра.
В этой связи хочется подчеркнуть, что
дело здесь совсем не в том на каком языке в "русскоязычном" городе
Харькове играются спектакли. Во-первых, наш город столь же украиноязычный,
сколь русскоязычный. А главное мы хорошо знаем, что все зависит от качества
спектакля. От его актуальности и современности, от ясных и четких эстетических
категорий, от гражданственности позиций театра, его мудрости и высокой
духовности.
Иначе зритель на спектакль не пойдет,
на каком языке бы он не исполнялся, тем более что ежевечерне в зрительном зале
нашего театра не только украинцы и русские, для которых названные языки родные
и близкие, но и представители многих других национальностей, коренных жителей
Харькова.
Кстати, когда я в конце сороковых годов
поступил на учебу в Харьковский государственный театральный институт, в городе
проживало всего 800 тыс. жителей , а зрительные залы всех шести театров были
переполнены, а теперь в нашем, как сейчас принято называть, мегаполисе миллиона
людей, но далеко не все театры имеют своего постоянного зрителя.
Мы знаем, что идя к нам в театр,
зрители еще не уверены с каким впечатлением от увиденного они покинут
театральный зал, но они гарантированы, что на нашей сцене не будет нераскрытые
изыски режиссерских "откровений" и ребусов, голых тел и пошлости,
искаженной классики и лживых "современных" сочинений.
Небезызвестный Андрей Жолдак, конечно,
оставил свой заметный след в Харькове, однако дело совсем не в нем, а в его
"последователях", не имеющих достаточных собственных позиций и
поэтому плодящих, уже после него, сочинения и уцененные.
Отмечая 75 годовщину со дня основания в
столице Украины русского драматического театра мы с особым трепетом, огромной
благодарностью и восторженностью вспоминаем тех, кто стоял у истоков нашего
театра, кто в ноябре 1933 года своей гениальностью, выдающимся мастерством,
огромным организаторским талантом вдохнули творческий импульс в новый
театральный коллектив, вдохнули с верой, что их усилия, их энтузиазм, их
преданность театру реалистическому, театру психологической направленности,
театру большой правды и высокой культуры продлятся надолго, навсегда.
Мы горды тем, что в фойе нашего театра
навечно закреплены портреты народных артистов Николая Николаевича Синельникова,
Николая Васильевича Петрова, Александра Григорьевича Крамова. Они основали наш
театр, который до сих пор живет полноценно и уверенно. А вместе с ними в фойе
портреты прекрасного театрального художника Бориса Чернышова и выдающихся актеров
режиссеров музыкантов чью историческую миссию невозможно сегодня недооценить. И
их продолжатели, незабываемые народные
артисты Василий Аристов, Александра Воронович, Нина Тамарова, Иван
Сергеевич Любич, Яков Азимов, Клара Гайжевская, Василий Матов, Алексей Волин и
их более поздние продолжатели, коллеги по сцене: Юрий Жбаков, Нина Подовалова,
Борис Табаровский, Евгений Лысенко, Надежда Шеремет и другие.
Именно с участием этих
первооткрывателей был создан легендарный спектакль "Ревизор",
положивший начало 75-летней театральной истории. В ней особое место занимают
бессмертная "Анна Каренина" и образец классического спектакля
"Воскресение" Льва Николаевича Толстого, "Мещане" Горького,
"Поднятая целина" Михаила Шолохова и много других творческих
свершений театра прошедших лет.
Продолжая замечательную школу по
постановке на своей сцене выдающихся классических и современных произведений,
коллектив театра, за последние 30 лет, создал такие значительные спектакли, как
"Темп-1929" Николая Погодина, "Мастер и Маргарита" Михаила
Булгакова, "Поминальная молитва" по Шолом-Алейхему, "Чайка"
Антона Павловича Чехова, "Доходное место" Александра Николаевича
Островского и многое другое.
Общеизвестно, что формирование своего
репертуара в нынешних условиях, дело не только хлопотное, но и чрезвычайно
ответственное. Каждый спектакль для нас, это, прежде всего, авторитет нашей
афиши, которая отражает наши художественные позиции, наше индивидуальное
творческое лицо, как само по себе, так и в отличие от других театральных
коллективов, не только в нашем регионе.
Во-вторых, каждый спектакль решает и
наши экономические задачи, которые зависят, в прямую, и от количества зрителей,
посещающих его. И наконец, едва ли не самое главное в этом вопросе, достойные
роли для актеров, раскрытие их творческого потенциала, каждого в отдельности, и
всей труппы в целом. Что необходимо нам делать, помня, что в этом наша святая
обязанность. Из спектакля в спектакль, каждый новый театральный сезон, год, два,
десятилетия.
Существует мнение, и, безусловно, это
вне сомнения, что актерское искусство совершенствуется на классике. Однако весь
исторический процесс развития театрального дела гласит, что изобразить на сцене
современника, найти в нем качества и черты близкие и понятные зрительному залу,
а вместе с этим отразить события дня сегодняшнего проблемно, и главное,
правдиво, дело далеко не простое и необходимое театру насущно.
Современная пьеса и в украинском, и в
русском и мировом театре была всегда привлекательна для зрителя, потому что
была актуальна и близка ему.
Нынче пьес современных нет или почти
нет. Редкие случаи, скорее искажающие нашу современную жизнь, чем раскрывающие
ее, перенасыщенные нецензурщиной и откровенной вульгарностью, отдаленные от насущных
политических, социальных, духовных проблем, привлекают внимание далеко не всех
деятелей театра, а цинизм некоторых столичных сцен не является примером для
подражания для других, может быть, менее именитых.
И все-таки современник на театральных
подмостках насущно необходим. Поэтому на нашей сцене мирно сосуществуют с
классическими героями и персонажи "Рождественской ночи" Н. Птушкиной
и англичанина Рэя Куни, и "Листа ожидания", и "Очереди"
одессита, нашего современника А. Марданя, и вместе с героями "Утиной
охоты" А. Вампилова, "Моей парижанки" Р. Ламуре создают
современный баланс в разнообразном репертуаре театра, который объединен единой
театральной культурой, школой, принципиальными художественными позициями, что
является достойным продолжением традиций, заложенных с самого начала жизни
театра. Только, естественно, в сегодняшнем ощущением времени и его эстетических
и художественных требований.
Особую гордость у нас вызывает тот
факт, что в 1949 году, в связи с празднованием стопятидесятилетия со дня
рождения Александра Сергеевича Пушкина, высокое имя гения русской поэзии,
Правительственным постановлением, было присвоено нашему театру, и с тех пор, с
большой честью и очень бережно, облик великого поэта навсегда вписан в нашу
репертуарную афишу и в нашу повседневную творческую жизнь.
Сегодня театр имени Пушкина с радостью
и огромным вдохновением отмечает две даты 17 ноября 1933 года и 10 октября 2003
года. Именно в этот день, благодаря невероятным усилиям областных и городских
властей, а также замечательному коллективу харьковских строителей акционерного
общества "Жилстрой 1", было, в значительной степени, заново построено
и реконструировано наше нынешнее замечательное театральное здание. И коллектив
пушкинцев, после 25 лет работы в сложных малопригодных условиях, вновь приобрел
высокие профессиональные возможности для создания и показа харьковчанам своих
новых творений.
И теперь, после пяти лет работы в
комфортных условиях, созданных для коллектива пушкинцев и его многочисленных
зрителей, театром, в порядке подготовки к юбилею, были запланированы
значительные ремонтные работы по обновлению фасада здания и других зрительских
и служебных помещений. На эти мероприятия областными властями была выделена
определенная сумма бюджетных средств, за что мы безмерно благодарны, а
недостающие средства мы дополнили за счет собственных средств из доходов по
продаже театральных билетов на спектакли действующего репертуара.
Сейчас очень часто можно услышать
вопрос и некоторое недоумение о том, как мы за такое значительное время не
рассыпались, не разрушились, не растеряли своих исторических корней.
В то далеко не оптимистическое для
моего настроения время, в киевской газете "День" была помещена моя
объемная статья под названием "Страшен не пожар, страшна апатия". Да,
в далеком 1978 году случился пожар, в котором сгорело малопригодное, дощатое
клубное помещение тридцатых годов и намеченные сразу же работы по строительству
и реконструкции сделали бы свое доброе дело по созданию новых условий для
дальнейшей успешной деятельности театра. Однако, к сожалению, в прежние годы,
по мало понятным причинам такие работы откладывались бесперспективно. И только в 1995 году было начато и успешно
осуществлено задуманное в те годы.
А мы все это время, преодолевая
невероятные трудности, существуя почти в уличных условиях, создали такие
значительные спектакли, как "Мастер и Маргарита" М. Булгакова,
"Поминальная молитва" Г. Горина, спектакли по произведениям Ф.
Достоевского, В. Набокова, А. Островского, А. Чехова и других авторов. Первые два
спектакля до сих пор идут на нашей сцене. Компромиссы в репертуарной политике
мы исключали.
Поэтому зритель не покинул нас. Он был
всегда и везде с нами, качество спектаклей и эстетические позиции театра были
неизменны.
И еще одна немаловажное и судьбоносное,
необходимое для любого театрального организма, – обновление актерского состава,
что мы постоянно помнили, поскольку за четверть века значительно менялась
труппа, актеры старшего поколения уходили на пенсию и даже, к сожалению, из
жизни, другие не выдерживали сложных условий и искали себя на иных сценах,
кого-то заставляло менять профессию экономическое неблагополучие.
Мы настойчиво, каждый сезон, обновляли
труппу, в основном из выпускников нашего харьковского театрального отделения
университета искусств, приезжали к нам и киевские выпускники. Двое из них,
ученики разных лет, народного артиста Украины, профессора Н.Н. Рушковского до
сих пор успешно работают в нашем коллективе.
Со сложностями в формировании
театральной труппы, театры отталкивались всегда. И раньше, и теперь, к
сожалению, количество актеров не всегда соответствовало, впрямую, с
качественными требованиями. Труппы, подчас, формировались за счет предложений
актеров из других городов, из не всегда близких по единому мышлению театральных
трупп, разрушался единый ансамбль, а зачастую, в отсутствие молодежи шло
торможение в духовном обновлении, в порывистом "святом поветрии".
Я работаю со своим большим театральным
организмом уже тридцать третий сезон, и за эти годы, в основном, делая упор на
молодые актерские личности, из числа студентов ВУЗа, в котором
преподавательскую работу ведем все мы, выпускники той же школы.
В прежние времена многие годы в нашей
труппе прекрасно работали выпускники школы-студии МХАТ. Малого театра, училища
им. Щукина, а последние двадцать лет, в новых политических и экономических
условиях , почти вся труппа сформирована из харьковских выпускников, старшим из
которых уже за 70, а молодым всего только 21. Мы не берем сразу целые курсы, а
отбираем студентов по одному из разных групп, которые начиная с третьего года
обучения сочетают учебу в ВУЗе с работой в стажерской группе театра. Так
формируется единый ансамбль, единая школа, единая труппа.
Хорошо это или плохо, что у нас нет
других театральных школ и направлений? Отвечать на этот вопрос бесполезно.
Сегодня таковы социальные, материальные и организационные условия, и по другому
реально жить не представляется возможным.
Но как бы то ни было, мы сегодня
единоверцы, люди, преданные своему городу, его урбанизму, его духовному,
созидательному богатству. Мы любим его, ему служим, вместе с ним растим молодое
поколение харьковчан – студенты сорока ВУЗов Харькова активные наши зрители.
Это значит у театра есть перспектива постоянной аудитории, а значит есть для
кого жить и творить в будущем.
И 17 ноября сего года в наш театральный
зал придут все поколения харьковчан, чтобы достойно отметить юбилей любимого
театра. Наш юбилей – итог определенного и большого творческого пути, правильная
оценка его даст нашему коллективу новый импульс для решения сложных творческих
задач, направленных на дальнейшее процветание высокой театральной культуры на
родной Харьковщине.