Спектакль «Мастер и Маргарита» я смотрел в Харьковском государственном академическом русском драматическом театре им. А.С. Пушкина 2 июля 2010 г. Декорации к спектаклю необычны. Их основа – выполненная из металла ажурная конструкция, установленная на вращающейся сцене. Она состоит из переходов и лестниц, соединяющих три уровня. В зависимости от места, на котором происходит действие, и поворота сцены, декорация оказывается то балконом и садом прокуратора Понтия Пилата, то переулком – местом встречи Маргариты и мастера, то палатой Иванушки в клинике Стравинского, то особняком Маргариты, то комнатами «в подвале маленького домика в садике», то сценой Варьете, то нехорошей квартирой или превращается в бальный зал.
В начале спектакля мы видим свиту Воланда, играет марш. Воланд произносит слова Фауста, вынесенные в эпиграф романа Булгакова: «Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо». Свита исчезает, на сцене появляется Иван Бездомный. О событиях на Патриарших прудах, в торгсине на Смоленском рынке зритель узнает его слов: «…граждане: звоните сейчас в милицию, чтобы выслали пять мотоциклетов с пулеметами»!
Происходит встреча с мастером.
МАСТЕР (актер Анатолий Кубанцев) – историк, в прошлом – сотрудник музея, автор романа о Понтии Пилате.
В романе мастер впервые предстает перед читателем таким, каким его видит в момент появления в свое палате Иван Бездомный: «С балкона осторожно заглядывал в комнату бритый, темноволосый, с острым носом, встревоженными глазами и со свешивающимся на лоб клоком волос человек примерно лет тридцати восьми».
Актер Анатолий Кубанцев значительно старше своего героя. Это предполагает если не другое прочтение роли, то во всяком случае другое восприятие её зрителем.
Не смотря на несоответствие возрасту, созданный актером образ достоверен, правдив и дает представление о мастере близкое к тому, что возникает при чтении романа.
Образы мастера и Иешуа Га-Ноцри объединены. Известны другие инсценировки, в которых образ мастера объединяется с образом Понтия Пилата.
Добавлено (30.07.2010, 14:55)
---------------------------------------------
МАРГАРИТА (актриса Надежда Паницкая)
В романе Булгакова Маргарита – женщина тридцати лет.
«Она была красива и умна… С уверенностью можно сказать, что многие женщины всё, что угодно, отдали бы за то, чтобы променять свою жизнь на жизнь Маргариты Николаевны…»
Мастер говорит о ней: «И меня поразила не столько ее красота, сколько необыкновенное, никем не виданное одиночество в глазах!»
Так же, как и мастер, на сцене Маргарита – старше.
В мире театра артист не всегда по возрасту соответствует своему персонажу. Сара Бернар сыграла Жанну Д’Арк в 54 года, Клеопатру и Гамлета – в 55 лет, Джульетту – в 70.
В романе «Театр» Сомерсета Моэма есть слова одного из героев - Джимми Лэнгтона: «Не будьте естественны, - говорил он актерам. - На сцене не место этому. Здесь все - притворство. Но извольте казаться естественными»
В остальном трактовка образа соответствует тексту романа. В первом действии Маргарита появляется в черной шляпе, черном весеннем пальто. При первом появлении в руках – желтые цветы.
Во втором действии игра Надежды Паницкой наиболее интересна:
- подготовка к балу («Прости меня и как можно скорее забудь. Я тебя покидаю навек. Не ищи меня, это бесполезно. Я стала ведьмой от горя и бедствий, поразивших меня. Мне пора. Прощай. Маргарита»);
- то, каким образом актрисой передан «полет», «разгром» квартиры Латунского;
- искренний порыв, нежность, стремление защитить испуганного ребенка («Не бойся, не бойся, маленький,.. это мальчишки стекла били»);
- встреча с Воландом и его свитой;
- Маргарита в роли королевы бала;
- встреча с мастером.
Добавлено (30.07.2010, 14:57)
---------------------------------------------
ПОНТИЙ ПИЛАТ (актер Александр Васильев) – прокуратор Иудеи.
Властный. Очень жестокий («В Ершалаиме все шепчут про меня, что я свирепое чудовище, и это совершенно верно»). Страдающий от приступов гемикрании. Появляется на сцене «в белом плаще с кровавым подбоем».
Один из самых интересных моментов спектакля – это игра Александра Васильева и Анатолия Кубанцева в сцене допроса Иешуа. Спор об истине.
Интересно решение автора пьесы: Пилат обращается к мастеру, то как к Иешуа Га-Ноцри, «подследственному», то как к своему создателю, автору исторического романа. И соответственно сам мастер в глазах зрителей – становится тем и другим, и нет четкой грани между двумя этими образами.
Образ прокуратора Пилата неоднозначен: будучи чрезвычайно жестоким, он испытывает муки совести, отправив на смертную казнь невиновного. Запомнившаяся реплика: «О боги, боги, за что вы наказываете меня?»
Александр Васильев – пластичный актер. Ему удаются такие непохожие, далёкие друг от друга роли, как Игорь в спектакле «Старая дева» и римский прокуратор.
ВОЛАНД (актер Александр Дербас)
В спектакле образ Воланда менее значителен, чем в романе. Если о встрече мастера и Маргариты, их жизни в маленькой квартирке, в книге мы узнаем из рассказа мастера (встреча с Иваном Бездомным в клинике Стравинского), то в пьесе они легли в основу первого действия. И напротив – многие события, связанные с Воландом и его свитой, остаются «за сценой».
Оставлены для инсценировки: сеанс чёрной магии в Варьете, встреча Воланда с Маргаритой перед балом, сам бал…
Булгаков достаточно полно описывает внешность таких персонажей как Бегемот, Коровьев, Воланд. О Воланде:
«…ни на какую ногу описываемый не хромал, и росту был не маленького и не громадного, а просто высокого. Что касается зубов, то с левой стороны у него были платиновые коронки, а с правой — золотые. Он был в дорогом сером костюме, в заграничных, в цвет костюма, туфлях. Серый берет он лихо заломил на ухо, под мышкой нес трость с черным набалдашником в виде головы пуделя. По виду — лет сорока с лишним. Рот какой-то кривой. Выбрит гладко. Брюнет. Правый глаз черный, левый почему-то зеленый. Брови черные, но одна выше другой. Словом — иностранец…»
«…Два глаза уперлись Маргарите в лицо. Правый с золотою искрой на дне, сверлящий любого до дна души, и левый — пустой и черный, вроде как узкое игольное ухо, как выход в бездонный колодец всякой тьмы и теней. Лицо Воланда было скошено на сторону, правый угол рта оттянут книзу, на высоком облысевшем лбу были прорезаны глубокие параллельные острым бровям морщины. Кожу на лице Воланда как будто бы навеки сжег загар.»
Безусловно, даже с использованием театрального грима трудно, а в некоторых случаях и невозможно придать актеру сходство с героем. Так что Воланд в исполнении Александра Дербаса – просто господин и «иностранной внешностью».
В целом актер и его игра соответствуют персонажу.